Почему билингвы умнее?
Люди, владеющие двумя языками, в условиях глобализации имеют очевидные преимущества. В последние годы ученые стали приходить к выводу, что значение билингвизма не ограничивается возможностью общаться с большим количеством людей. Оказывается, билингвизм положительно влияет на развитие мозга, улучшая когнитивные навыки, не связанные с языком. Билингвизм даже защищает от старческого слабоумия.
Это мнение о билингвизме сильно отличается от точки зрения, господствовавшей на протяжении большей части XX века. Долгое время исследователи, педагоги и политики считали билингвизм препятствием для академического и духовного развития ребенка.
Насчет “препятствия” они не ошибались: имеется достаточно доказательств того, что в мозгу билингва одновременно работают сразу две языковые системы, и, даже когда билингв использует только один язык, вторая система все равно активна и мешает другой. Но нет худа без добра. Исследования показали, что это препятствие заставляет мозг решать внутренние конфликты, давая уму тренировку, которая увеличивает силу восприятия.
Билингвам, к примеру, лучше дается решение некоторых психологических головомок. В 2004 году психологи Эллен Белосток и Мишель Мартин-Ри провели исследование среди дошкольников, разделив их на две группы - билингвы и монолингвы. Малышей попросили разложить синие круги и красные квадраты, представленные на экране компьютера, в две “корзины”. Одна “корзина” была отмечена синим квадратиком, другая — красным кружком.
В первом задании дети должны были сортировать фигуры по цветам, поместив синие круги в “корзину”, отмеченную красным кружком. Обе группы сделали это с достаточной легкостью. Далее детям было предложено сортировать фигуры по форме. С этой, более трудной задачей, быстрее справились дети-билингвы.
Результаты, полученные в ходе ряда подобных исследований позволяют предположить, что двуязычие улучшает так называемую организующую функцию мозга. Эта система руководит процессами внимания, которые мы используем для планирования, решения проблем и выполнения других психологически сложных задач. Эти процессы включают игнорирование отвлекающих факторов для того, чтобы оставаться сосредоточенным, преднамеренное переключение внимания от одной вещи к другой и запоминание информации — например, маршрута во время поездки на автомобиле.
Почему борьба между двумя одновременно активными языковыми системами улучшает эти аспекты познания? До недавнего времени исследователи полагали, что преимущество билингвизма вытекает в первую очередь из развитых процессов торможения, активно используемых билингвами для подавления одной из своих языковых систем. Считалось, что эти процессы обучают двуязычный ум игнорировать отвлекающие факторы и в других ситуациях. Но этого объяснения стало недостаточно, когда исследователи доказали, что билингвы лучше одноязычных людей справляются с задачами, которые не требуют такого подавления.
Ключевое преимущество билингвизма можно трактовать более общо: по сравнению с монолингвами они умеют лучше контролировать окружающую обстановку. По словам Альберта Косты, исследователя Университета Помпеу в Испании, “билингвы должны переключать язык довольно часто — он может поговорить с отцом на одном языке, а с матерью на другом. Это требует от билингва такого же бдительного внимания к изменениям окружающей среды, как во время вождения”.
В сравнительном исследовании немецко-итальянских билингв и итальянских монолигв, Коста и его коллеги обнаружили, что билингвы не только показывают лучшие результаты, но они также делают это с меньшей активностью в тех частях мозга, которые участвуют в мониторинге.
В 2009 году Международная школа передовых исследований в Триесте во главе с Агнес Ковач провели исследование: семимесячных малышей-билингв сравнивали с их сверстниками-монолингвами. В начале испытания малыши слышали аудиосигнал, а затем на одной части экрана возникала картинка. Обе группы научились смотреть на эту сторону экрана в ожидании картинки. Тогда картинка стала появляться в другой части экрана. Малыши-билингвы быстро научились “ждать” картинку в другой части экрана, в то время как группа детей-монолингв этого не сделала.
Эффект билингвизма распространяется и на людей преклонного возраста. Нейропсихологи Калифорнийского университета доказали, что билингвы более устойчивы к наступлению болезни Альцгеймера и других признаков слабоумия: чем выше уровень билингвизма, тем позже снижается умственная активность.
Никто и никогда не ставил под сомнение значимость и силу языка. Билингвизм открывает возможность влиять на мозг с младенчества и до самой старости. И это позволяет надеяться, что эти правила также применимы для тех, кто взялся за изучение второго языка во взрослом возрасте.
Статья подготовлена по материалам The New York Times