Приходите к нам: г. Москва, Сивцев Вражек пер., д.29/16
Клуб носителей языка
Индивидуальные курсы с носителями языка
для тех,
кто действительно хочет говорить на
иностранном языке
Звоните +7 (495) 135-10-25
пн-пт: с 10:00 до 20:00
сб-вс: с 12:00 до 18:00
МЕНЮ

Почему билингвы умнее?

Люди, владеющие двумя языками, в условиях глобализации имеют очевидные преимущества. В последние годы ученые стали приходить к выводу, что значение билингвизма не ограничивается возможностью общаться с большим количеством людей. Оказывается, билингвизм положительно влияет на развитие мозга, улучшая когнитивные навыки, не связанные с языком. Билингвизм даже защищает от старческого слабоумия.

Это мнение о билингвизме сильно отличается от точки зрения, господствовавшей на протяжении большей части XX века. Долгое время исследователи, педагоги и политики считали билингвизм препятствием для академического и духовного развития ребенка.

Насчет “препятствия” они не ошибались: имеется достаточно доказательств того, что в мозгу билингва одновременно работают сразу две языковые системы, и, даже когда билингв использует только один язык, вторая система все равно активна и мешает другой. Но нет худа без добра. Исследования показали, что это препятствие заставляет мозг решать внутренние конфликты, давая уму тренировку, которая увеличивает силу восприятия.

Билингвам, к примеру, лучше дается решение некоторых психологических головомок. В 2004 году психологи Эллен Белосток и Мишель Мартин-Ри провели исследование среди дошкольников, разделив их на две группы - билингвы и монолингвы. Малышей попросили разложить синие круги и красные квадраты, представленные на экране компьютера, в две “корзины”. Одна “корзина” была отмечена синим квадратиком, другая — красным кружком.

В первом задании дети должны были сортировать фигуры по цветам, поместив синие круги в “корзину”, отмеченную красным кружком. Обе группы сделали это с достаточной легкостью. Далее детям было предложено сортировать фигуры по форме. С этой, более трудной задачей, быстрее справились дети-билингвы.

Результаты, полученные в ходе ряда подобных исследований позволяют предположить, что двуязычие улучшает так называемую организующую функцию мозга. Эта система руководит процессами внимания, которые мы используем для планирования, решения проблем и выполнения других психологически сложных задач. Эти процессы включают игнорирование отвлекающих факторов для того, чтобы оставаться сосредоточенным, преднамеренное переключение внимания от одной вещи к другой и запоминание информации — например, маршрута во время поездки на автомобиле.

ребенок-билингв

Почему борьба между двумя одновременно активными языковыми системами улучшает эти аспекты познания? До недавнего времени исследователи полагали, что преимущество билингвизма вытекает в первую очередь из развитых процессов торможения, активно используемых билингвами для подавления одной из своих языковых систем. Считалось, что эти процессы обучают двуязычный ум игнорировать отвлекающие факторы и в других ситуациях. Но этого объяснения стало недостаточно, когда исследователи доказали, что билингвы лучше одноязычных людей справляются с задачами, которые не требуют такого подавления.

Ключевое преимущество билингвизма можно трактовать более общо: по сравнению с монолингвами они умеют лучше контролировать окружающую обстановку. По словам Альберта Косты, исследователя Университета Помпеу в Испании, “билингвы должны переключать язык довольно часто — он может поговорить с отцом на одном языке, а с матерью на другом. Это требует от билингва такого же бдительного внимания к изменениям окружающей среды, как во время вождения”.

В сравнительном исследовании немецко-итальянских билингв и итальянских монолигв, Коста и его коллеги обнаружили, что билингвы не только показывают лучшие результаты, но они также делают это с меньшей активностью в тех частях мозга, которые участвуют в мониторинге.

В 2009 году Международная школа передовых исследований в Триесте во главе с Агнес Ковач провели исследование: семимесячных малышей-билингв сравнивали с их сверстниками-монолингвами. В начале испытания малыши слышали аудиосигнал, а затем на одной части экрана возникала картинка. Обе группы научились смотреть на эту сторону экрана в ожидании картинки. Тогда картинка стала появляться в другой части экрана. Малыши-билингвы быстро научились “ждать” картинку в другой части экрана, в то время как группа детей-монолингв этого не сделала.

Эффект билингвизма распространяется и на людей преклонного возраста. Нейропсихологи Калифорнийского университета доказали, что билингвы более устойчивы к наступлению болезни Альцгеймера и других признаков слабоумия: чем выше уровень билингвизма, тем позже снижается умственная активность.

Никто и никогда не ставил под сомнение значимость и силу языка. Билингвизм открывает возможность влиять на мозг с младенчества и до самой старости. И это позволяет надеяться, что эти правила также применимы для тех, кто взялся за изучение второго языка во взрослом возрасте.

Статья подготовлена по материалам The New York Times


Все статьи об иностранных языках